Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

«ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?»

, вв. представ­ляло собой только союз племен, а не государство в со­временном смысле слова. Здесь явно было заметно иму­щественное неравенство, резко выделялась племенная знать, пользовавшаяся- серебряными и золотыми веща­ми, оружием и греческой богатой утварью, но феодаль­ных отношений здесь еще не было.

В VI в. на первое место в результате совокупно­сти исторических условий закономерно выдвинулся Киев. Это положение он сохранял за собой на протяже­нии семи веков, став впоследствии столицей государ­ства Руси, во много раз превосходившего племенное «княжение» Полян.

Из периода VIIVIII вв. летописец выбрал два со­бытия, связанных с судьбами разных славянских племен­ных союзов в борьбе со степными кочевниками. Ле­топись рассказывает о том, что при императоре Ираклии (610—641 гг.) авары («обры») обрушились на Дулеб-ский племенной союз в Прикарпатье и поработили его. Очень красочно говорится о том, как авары впрягали в свои телеги славянских женщин и заставляли их во­зить себя. В противовес этому печальному рассказу по принципу контраста приведена легенда о взаимоотно­шениях с кочевниками другого славянского племенного союза — Полян. Хазарские отряды дошли до Днепра и потребовали дани у Полян, которые, собрав общее пле­менное вече, в ответ решили послать хазарскому хану меч. Это, конечно, не дань, а символическое выражение непокорности, как это и было истолковано самими ха­зарами. Каган хазарский спросил, какую дань дали По­ляне. Вельможи показали ему меч и сказали: «Каган! Эта дань не к добру! Мы добились ее саблями, односто­ронним оружием, а их оружие — меч — заострено с обеих сторон. Когда-нибудь они, Поляне, возложат дань на нас, хазар, и на другие народы». «Что и сбы­лось»,— добавляет горделиво киевский летописец, хо­рошо знавший о разгроме Хазарского каганата Свято­славом.

Так на двух примерах летописец показал слабость одного союза племен и силу другого: Дулебы потерпели поражение, их союз распался, а Поляне устояли в борьбе с кочевниками и создали могучее государство Русь, победившее Хазарию.

К VI в. относится первое упоминание народа «рос», или «рус». Далекие южные походы славянских дружин вывели их на международную арену, столкнули с де­сятками народов Европы и Ближнего Востока; их судь­бой, их родиной заинтересовались как в Византии, так и в сопредельных землях.


От современников не укрылось, что общее собира­тельное имя венетов «стало изменяться теперь в зависи­мости от племен и мест» (Иордан), хотя в описании балканских походов они продолжали употреблять соби­рательные наименования — славяне и анты. Названия славянских племенных союзов этого времени, к сожале­нию, остались неизвестными. Единственным исключе­нием является имя Руси, за которым могло скрываться и отдельное племя и наименование целого союза пле­мен.

Народ росов и люди из племени рос («росомоны») были известны в середине VI в. Иордану, секретарю готского князя из Северной Италии, и сирийским пи­сателям, интересовавшимся судьбами Византии.

В 50-е*годы VI в., когда Иордан писал о появлении новых наименований славянских племен, безымянный автор дополнил сирийскую хронику Захарии Ритора ге­ографическим описанием народов, живших на север от Сирии. Здесь упомянуты армяне, грузины, абхазцы, ала­ны, хазары и ряд других народов. Всего перечислено 13 кочевых народов на пространстве от степей Причер­номорья до Средней Азии. «Эти тринадцать народов жи­вут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием».

12[3]45
Оглавление